Криминальный антиквариат. Истории, которые потрясли мир. Общая характеристика, события, факты, люди.
Автор статьи студентка 5 курса факультета истории искусства Смирнова Милена Михайловна.
Опубликовано с разрешения автора.
Копирование материалов без ссылки на сайт является нарушением авторского права.
Кража произведений искусства - преступная деятельность, связанная с кражей культурных ценностей, таких, как картины, скульптуры, керамика и другие предметы искусства. Воспринимаемая ценность того или иного произведения, будь то финансовая, художественная или культурная часто является мотивом для кражи произведений искусства.
Небольшие размеры и высокая цена объединены в одном предмете – это и привлекает грабителей, поэтому преступления такого рода достаточно распространены. Каждый из грабителей преследует свои цели – кто-то хочет перепродать объект (но важно понимать, что это не распространяется на шедевры – они знамениты, соответственно, вряд ли покупатель захочет иметь дело с краденым), кто-то совершает кражи для «черных коллекционеров» на заказ, а кто-то крадёт, чтобы музей сам предложил выкуп.
Не все грабители осознают, что картинам нужен особый уход – не только определенная влажность и температурный режим, но и защита от загрязнений воздуха, световой режим. При изменениях условий хранения, которые возникают при перемещении объектов из музея в другого рода помещения, произведения искусства могут пострадать. При особом везении, если картина возвращается на место, ее приходится реставрировать.
Поскольку существуют относительно узкие порталы выхода на вторичный рынок искусства, можно принять ряд превентивных мер по ограничению перемещения нелегального искусства. Они могут включать в себя повышение эффективности реестров краж, увеличение размера и охвата каталогов произведений известных художников и создание комитетов-действий среди ассоциаций коммерческих дилеров, которые могут работать, когда начинают циркулировать слухи о наличии украденных произведений на рынке. В конечном счете, бдительность дилеров и потребителей станет одним из главных сдерживающих факторов для тех, кто рассматривает свои возможные выгоды от кражи произведений искусства.
Каждый год в мире похищается более 50 000 произведений искусства, и лишь небольшая их часть, а точнее около 5%, возвращается законным владельцам. Произведения искусства крадутся на каждом углу: из общественных мест, домов коллекционеров, архивов учреждений и хранилищ, известных музеев и даже респектабельных галерей, внося свой вклад в 8 миллиардов долларов черного рынка ежегодно.
1. Кража картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», 1911 год.
21 августа 1911 года человек по имени Винченцо Перуджа совершил печально известное преступление в области искусства, вошедшее в историю. Он украл из парижского Лувра картину «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 1503 года, которая сегодня является самой известной в мире. Кража вызвала сенсацию в СМИ, и полиции потребовалось целых два года, прежде чем они поймали настоящего преступника. В какой-то момент они даже арестовали писателя Гийома Аполлинера и его друга Пабло Пикассо, полагая, что именно они организовали похищение произведений искусства.
Винченцо Перуджиа был итальянским мелким преступником, переехавшим в Париж в 1908 году. Там он устроился подсобным рабочим в Лувр, устанавливая защитные стеклянные футляры на картины. Благодаря этой работе он получил доступ к всемирно известным картинам, висевшим на стенах галереи, и понял, как произведения искусства оберегаются от преступников вроде него. В своей луврской униформе - белом халате - Винченцо Перуджиа мог свободно ходить по галерее в нерабочие часы, и именно этот беспрепятственный доступ в галерею позволил ему украсть картину.
В отличие от современных высокотехнологичных систем безопасности и видеонаблюдения, в начале XX века мало что могло помешать преступникам снимать бесценные произведения искусства со стен или даже из стеклянных витрин.
Перуджа организовал похищение предметов искусства, но ему помогали. Два брата по имени Винченцо и Микеле Ланчелотти помогли Винчезо совершить кражу. Вместе они спрятались в шкафу охраны, дожидаясь закрытия галереи. После наступления темноты они быстро принялись за работу: сняли со стены произведение искусства, вынули из него стеклянный футляр и раму и завернули в одеяло. Когда галерея открылась, они незаметно вынесли картину из здания. Удивительно, но никто даже не заметил пропажи «Моны Лизы», пока один из посетителей галереи, пришедший посмотреть на нее, не столкнулся с пустой стеной и не побежал сообщить охране.
Перуджиа и его приспешники бесстыдно вынесли картину из Лувра и вернулись в его парижскую квартиру. Изначально он надеялся, что сможет продать произведение богатому коллекционеру. Но когда новость о краже картины попала в мировые СМИ, а полиция начала предлагать крупное вознаграждение за ее возвращение, он понял, что это может оказаться сложнее, чем ожидалось. Поэтому он хранил картину в сундуке с ложным дном, пока решал, что делать дальше.
Два года спустя Перуджиа решил попробовать продать картину флорентийскому арт-дилеру Альфреду Джери под вымышленным именем Леонардо Винченцо. Понятно, что у Джери сразу возникли подозрения, поэтому он попросил главу итальянской художественной галереи присоединиться к нему на встрече с Перуджиа. Удостоверившись в подлинности картины, два итальянских искусствоведа сделали вид, что согласны на продажу Перуджи, а сами тайно позвонили в полицию.
После этого картина вернулась в Лувр, где и висит по сей день. Тем временем полиция настигла Перуджиа, который заявил, что украл картину только для того, чтобы вернуть ее на родину в Италию. Удивительно, но теневая преступная деятельность Перуджи помогла Моне Лизе прославиться на весь мир.
2. Картина «Сад священника в Нюэнене, весна» (1884).
3. Возвращение картины «Сад священника в Нюэнене, весна» (1884).
Картина «Сад священника в Нюэнене, весна» (1884) была написана в мае 1884 года и является одной из работ раннего творческого периода Ван Гога. Примерная ее стоимость может достигать €3–6 млн. Она была украдена из Музея Сингера во время карантина, вызванного пандемией коронавируса, 30 марта 2020 года — в день, когда исполнилось 167 лет со дня рождения художника.
Несмотря на то что сработала сигнализация, приехавшая полиция вора не застала. Тот успел вынести картину нидерландского постимпрессиониста «Сад священника в Нюэнене, весна» (1884). Позже голландская полиция опубликовала кадры видеонаблюдения, на которых видно, как вор проломил стеклянную дверь, а затем выбежал с картиной, зажатой под мышкой, посреди ночи.
Похищенная работа «Пасторальный сад в Нюэнене весной 1884 года» - это картина маслом, которую Ван Гог создал в возрасте 30 лет, всего за шесть лет до своей смерти в 1890 году. На ней изображена фигура, стоящая перед фасадом улицы и сада в Нюэнене, городе в Нидерландах, где художник жил со своим отцом.
Художник-постимпрессионист внес значительный вклад в современное искусство, создав в общей сложности около 2100 работ, в том числе около 860 картин маслом с пейзажами, портретами и натюрмортами. Его работы славятся смелостью цвета и кистью.
Примечательно, что с 1962 года картина была частью коллекции Музея Гронингена, а Музею Сингера Ларена она была сдана в аренду для временной выставки. Это была единственная работа, украденная при ограблении. Полиция не установила личность подозреваемого или подозреваемых.
Через год полиция арестовала подозреваемого в краже — им оказался некий 58-летний мужчина по имени Нильс М. Его признали виновным и приговорили к восьми годам тюрьмы. Он также украл картину Франса Халса «Два смеющихся мальчика с кружкой пива». Бранд рассказал, что получил информацию «от источника в криминальном мире», что некто купил картину Ван Гога у Нильса. В голландских СМИ этот человек был идентифицирован как Питер Рой К., который в настоящее время находится за решеткой по другому делу, связанному с наркоторговлей. Рой хотел использовать картину для обмена на смягчение приговора.
Вернуть картину удалось позже. Спустя три года после кражи, в сентябре 2023-го, при содействии полиции полотно нашел голландский арт-детектив Артур Бранд. Однако картину Бранду передал другой мужчина, пожелавший остаться неизвестным. По словам сыщика, с ним связался человек, который «не имел никакого отношения к краже». Тот завернул полотно размером 39х72 см в пузырчатую пленку, затем в наволочку и положил его в синюю сумку IKEA. Арт-детектив добавил, что возвращение шедевра Ван Гога является «одним из величайших моментов в его жизни».
4. Парижская кража произведений искусства. Вор по прозвищу «Человек-паук».
«Кража века» состоялась в мае 2010 года, когда из парижского Музея современного искусства (Muséed' Art modernedela Villede Paris) было украдено пять картин. Вор по прозвищу «Человек-паук», похитивший пять шедевров из одного из лучших парижских музеев, был приговорен к восьми годам тюрьмы за одну из самых дерзких краж произведений искусства за последние годы.
Атлетически сложенный, ростом 1,90 м, он получил свое прозвище, забираясь в шикарные парижские квартиры и музеи, чтобы украсть ценные драгоценности и произведения искусства. Вор прорвался через запертые ворота и разбил окно, чтобы попасть в галерею, один из самых посещаемых музеев Парижа, расположенный на лиственном берегу Сены. Вьеран Томич и двое его сообщников были также оштрафованы на внушительную сумму в 110 миллионов долларов за кражу пяти картин Анри Матисса, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фердинанда Леже и Амедео Модильяни из Музея современного искусства во Франции в 2010 году. Полиция арестовала его после получения анонимной наводки и отслеживания его мобильного телефона.
Два сообщника - 61-летний антиквар, обвиненный в заказе ограбления, и 40-летний часовщик, который некоторое время прятал картины, - получили сроки в семь и шесть лет соответственно.
Произведения искусства, которые были оценены мэрией Парижа в 110 миллионов евро, до сих пор не найдены. 49-летний Томич был арестован в мае 2011 года и признался, что совершил ограбление. Трое сторожей, находившихся на ночном дежурстве, "ничего не видели и поэтому не реагировали", пока в 6.50 утра не заметили разбитое окно.
В феврале 2017 года, после того как Томич признался в краже, он был приговорен к восьми годам лишения свободы. Сигнализация музея уже несколько недель ожидала ремонта, и вору каким-то образом удалось вывести из строя камеру наблюдения. В системе сигнализации была обнаружена "техническая неисправность" - и что, хотя о ней впервые сообщили 30 марта, она не была устранена должным образом.
Когда полиция арестовала серба в мае 2011 года, Томич рассказал, что изначально ему удастся украсть еще четыре картины. Он проник в музей ради «Натюрморта с подсвечником» Леже 1922 года, не думая, что украдет остальные.
Среди других украденных работ - кубистская «Голубь с зеленым горошком» Пикассо 1912 года, стоимость которой оценивается в 25 миллионов евро, «Пастораль» Матисса 1905 года, «Оливковое дерево возле Эстака» Брака 1906 года и «Женщина с веером» Модильяни 1919 года.
Все картины, кроме Модильяни, были развешаны в одной комнате музея, где хранится более 8 000 произведений искусства XX века. Картины так и не были найдены, и есть опасения, что произведения искусства были сожжены. За последние годы в Европе произошел целый ряд краж произведений искусства.
5. Кража картины Куинджи из Третьяковской галереи.
Картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» украли в воскресенье, 27 января 2019 года, из Инженерного корпуса Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Там с октября 2018 года проходит выставка художника, на которой представлены более 180 произведений. В тот же день Минкультуры внесло картину в реестр похищенных, чтобы ее не вывезли из России.
Картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» датирована периодом 1898–1908 годов. Работа выполнена маслом по бумаге на холсте. Размер полотна — 39х53 см. Страховая стоимость произведения, по оценкам Минкультуры, в 12 млн рублей. Картина является частью коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
6. Архип Куинджи «Ай-Петри. Крым»., ок. 1890-е., Государственный Русский музей).
Согласно видеозаписям камер наблюдения, мужчина в темной одежде рассматривал картину, а потом просто снял ее со стены, в зале при этом находились и другие посетители. По некоторым данным, наряд полиции приехал в галерею вскоре после кражи картины по другому поводу. Его вызвали из-за кражи шубы у кого-то из посетителей. Если бы не эта злополучная шуба, пропажи картины могли хватиться гораздо позже. После пропажи картины охрана стала досматривать посетителей выставки.
28 января подозреваемого задержали в поселке Заречье Одинцовского района Подмосковья. Там же на строящемся объекте нашли и картину. Как сообщили РБК в Третьяковке, на полотне нет видимых повреждений. В полиции сообщили, что мужчину отследили с помощью камер наружного наблюдения.
В столичном главке МВД, задержанный — Денис Чуприков, дата рождения — 12 апреля 1986 года. По данным СПАРК, он индивидуальный предприниматель. Кроме того, сообщалось, что Чуприков с женой искали работу в Москве и области, предлагая помощь в ведении хозяйства. На момент задержания Чуприков находился под подпиской о невыезде в связи с уголовным делом по ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов). Кроме того, в октябре прошлого года он привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка. Московское управление МВД возбудило дело по ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность). В Третьяковской галерее также находятся сотрудники Росгвардии. В самом ведомстве ответственность за случившееся возложили на администрацию музея. По словам официального представителя Росгвардии Валерия Грибакина, федеральная служба обеспечивает безопасность посетителей и ее сотрудники работают лишь на входах, а не на выходах.
В Минкультуры решили в ближайшее время оснастить все полотна в Третьяковке электронными датчиками безопасности. В самой галерее допустили введение досмотра посетителей выставок на выходе из здания.
Глава Минкультуры Владимир Мединский дал поручение провести проверку систем безопасности в важнейших музеях страны, в том числе и в Третьяковке. Картина «Ай-Петри. Крым» больше не появилась на выставке. Об этом организаторы договорились с Русским музеем, сообщила гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова. Полотно поместили в депозитарий галереи.
1. Conklin, E. J. (1994). Art crime. Main: West Port, pp. 34–37.
2. Charney, N. (2007). The art thief. New York: Atria Books.
3. Durney, M. (2009). Understanding the motivations behind art crime and the effects of an institution’s response. The Journal of Art Crime, pp. 79–83.
4. Durney, M.,&Proulx, B.(2011).Art crime: A brief introduction. Crime, Law and Social Change, 56(2), 115-132.
5. Esterow, M. (1967). The art stealers. London: Weidenfeld & Nicolson, pp. 57–60.
6. O’Keefe, P. J. (2014). Difficulties in investigating crime and recovering its proceeds: An international perspective. In D. Chappell & S. Hufnagel (Eds.), Contemporary perspectives on the detection, investigation and prosecution of art crime: Australasian, European and North American perspectives, pp. 151–167.
- Комментарии