Выдающиеся коллекционеры советской России (период СССР), краткая биография собирателей искусства и характеристика их коллекций
Автор статьи студентка 5 курса факультета истории искусства РГГУ Ярчинская Надежда Владимировна.
Опубликовано с разрешения автора.
Копирование материалов без ссылки на сайт является нарушением авторского права.
Приобрести произведения искусства легальным путем в советское время можно было в комиссионных магазинах. Для избранного круга покупателей часто устраивали закрытые просмотры произведений искусства прежде, чем выставить в публичный доступ. Им и доставались лучшие вещи. Однако, «запрещенные» авангардные работы не принимались на комиссию по соображениям цензуры. Они были доступны только для узкого круга коллекционеров, знакомых с художниками или их друзьями.
И здесь важно отметить, кем же являлись выдающиеся коллекционеры советской России. Одна из групп – состоятельные и неприкосновенные – работавшие в Советском Союзе иностранцы и дипломатический корпус. Один из самых известных коллекционеров в СССР Георгий Костаки был греческим подданным, а также сотрудником посольства. Вторая группа – интеллигенция, а именно ученые, академики, выдающиеся медики. Образованные люди с финансами. Также среди коллекционеров были и профессиональные искусствоведы, и творческие люди – литераторы, артисты, музыканты, и те же художники.
Арам Яковлевич, «уролог № 1» в СССР, лечил Сталина и Брежнева, заведующий кафедрой урологии в больнице МОНИКИ (Московского областного научно-исследовательского клинического института). По воспоминаниям родственников, коллекционирование было для него лучшим способом отдохнуть от тяжелой работы, отвлечься от сложных случаев и бесконечного потока пациентов.
Современники рассказывали, что, если за картину пришлось заплатить слишком дорого, он «наказывал» её – ставил на некоторое время лицом к стене у себя дома. Охотясь за шедеврами, нередко уводил лучшие вещи из-под носа конкурентов. Арам Абрамян «по-восточному» предпочитал «праздничные», «яркие» картины (символистов и художников «Мир искусства») и не ценил супрематистов (3).
Абрамян собрал почти все основные направления русского изобразительного искусства конца XIX — начала XX веков, включая работы передвижников и художников-авангардистов из объединения "Бубновый валет". Особенно впечатляющий раздел его коллекции составляют работы для театра, созданные Н. К. Рерихом, С. Ю. Судейкиным, Н. Н. Сапуновым и В. И. Шухаевым (3). Позже Абрамян обратил внимание на художников следующего поколения, работавших в 1920–1930-х годах и принадлежавших к таким художественным объединениям, как "Общество станковистов" (А. Г. Тышлер, А. А. Лабас) и "Маковец" (Н. В. Синезубов, С. М. Романович, В. Е. Пестель) (4). В 1970-х годах коллекционер осознал художественную ценность произведений молодых художников-шестидесятников и особенно увлёкся "суровым стилем" (В. Е. Попков, Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Н. И. Нестерова, Т. Г. Назаренко) (4). Это свидетельствует о его чутье и открытом взгляде на искусство.
Ещё при жизни Арам Абрамян подарил большую часть своего собрания (около 350 работ) Еревану, и на этой основе в столице был создан Музей русского искусства.
1. Арам Яковлевич Абрамян
Профессор-агрофизик начал собирать искусство в середине 1950- годов. Георгий Костаки называл Чудновского «коллекционером номер два», первый номер оставляя за собой. По воспоминаниям современников, его квартира была наполнена картинами, их было более 200. Среди них были работы Роберта Фалька, Зинаиды Серебряковой и эскиз картины Аристарха Лентулова«Торжественное молебствие во славу победы русского воинства» (6, 7).Оригинал этой картины Лентулов изрезал и выбросил в 1927 году, но эскиз, который остался у Чудновского, позже был куплен за огромную сумму Валерием Дудаковым.
2. Аристарх Лентулов, Торжественное молебствие во славу победы русского воинства (фрагмент), 1914, частное собрание
Эксперты считали, что в коллекции Чудновского не было слабых работ. Историк искусства Ефим Водонос называл её третьей в городе после Эрмитажа и Русского музея, хотя и признавал, что это преувеличение, но не столь большое. Коллекция привлекала не столько количеством, сколько качеством отобранных произведений.
Собрание Чудновского, которое могло соперничать с экспозициями музеев, постигла участь многих других коллекций — её распродали наследники. Сегодня картины из этой коллекции хранятся у частных коллекционеров.
2. Абрам Филиппович Чудновский
Валерий Дудаков стал одним из немногих советских коллекционеров, продолжавших собирать живопись и участвовать в выставках и аукционах после распада СССР. По первому образованию Валерий Дудаков художник-полиграфист (совр. графический дизайнер), с 1973 года был главным художником в фирме «Мелодия», где оформлял пластинки. Также закончил искусствоведческое отделение МГУ, написал диссертацию по модерну.
Начал коллекционирование с 1970-х годов с «шестидесятников» (Ю. Купермана, Комара и Меламида, Анатолия Зверева, М. Рогинского), так как был знаком с большим количеством этих художников. Потом переключился на 1910-1920-е годы, и уже позже – на первую треть века и ранее. С повышением в фирме «Мелодия» он смог вкладывать в коллекционирование больше средств, а знакомство с Яковом Рубинштейном позволило ему попасть в круг «больших» коллекционеров. Во 2-й пол. 1970-х коллекционер стал уделять большее внимание «Голубой розе», левым течениям 1910-х годов. Тогда в коллекцию Дудакова вошли «Распятие» Лентулова, «Карусель» Судейкина, «Трамвай» Богомазова (9).
В 1987 году он стал руководителем отдела частных коллекций и зарубежных выставок Советского фонда культуры (за 7 лет его отдел организовал 23 выставки за рубежом, а в пространствах СССР было показано 140 выставок из частных коллекций). Позже Дудаков стал главой Клуба коллекционеров изобразительного искусства. А в 1997 году стал директором галереи «Новый Эрмитаж» на Спиридоновке в Москве. По указанию каталога 2006 года, коллекция Дудакова и Кашуро насчитывала свыше 500 работ — прежде всего это художники-символисты, мастера русского авангарда, и нонконформисты.
Соломон Шустер получил образование не только кинорежиссера, но и искусствоведа. Интерес к коллекционированию он унаследовал от своего отца, который собирал старых западноевропейских мастеров. В отличие от многих коллег, Шустер не увлекался абстрактной живописью, предпочитая именно портреты. Так, в его собрании есть такие работы, как «Портрет Ильи Зданевича» Нико Пиросмани, «Портрет брата» Натальи Гончаровой и «Портрет Виктора Шнеерсона» Роберта Фалька (11). Картина Ильи Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» находилась у него в квартире 15 лет, позже он передал её Русскому музею (12).
Друзья и коллеги отмечали феноменальную способность Шустера находить шедевры. Режиссер Сергей Соловьев вспоминал, как Шустер приезжал в Москву, звонил и предлагал встретиться на следующий день в ресторане «Будапешт». После этого он куда-то уходил и возвращался с десятком шедевров в пыльной папке.
Шустер предпочитал живопись Кончаловского, Машкова, Ларионова и Гончаровой. Он был лично знаком с Фальком, Сарьяном и Кузнецовым. По мнению Дудакова, коллекция Шустера и Крюковой (его жены) — в первой пятерке самых полных и известных собраний, посвященных искусству 1900—1930 годов. Картины из своей коллекции Шустер регулярно отдавал на выставки. Сейчас коллекция находится у его наследников, которые издали его мемуары «Профессия — коллекционер».
Санович обладал безупречным вкусом, глубокими академическими знаниями (он был выпускником Московского института востоковедения) и удивительным чутьём. Он умел находить, угадывать и распознавать на барахолках, в комиссионных магазинах и в чужих коллекциях самые прекрасные и интересные вещи. Хотя всю жизнь Санович работал в Институте востоковедения, он не сделал академической карьеры (сын репрессированного) и не получал профессорскую зарплату. Однако он был специалистом по Ирану и прекрасно знал персидский язык. Возможно, его коллекция собиралась на гонорары от переводов.
По рассказам современников, каждый сантиметр его квартиры был заполнен произведениями искусства. Востоковед Игорь Санович собирал живопись и предметы прикладного искусства без каких-либо жанровых, временных и географических ограничений. Это были и японские нэцке, и русские иконы, и персидские миниатюры.А работы Пиросмани занимали особое место и в сердце коллекционера, и в его квартире (14).
3. Роберт Фальк, Повар, 1932, галерея искусств «KGallery», Санкт-Петербург
«Он составил феноменальную коллекцию, вернее собрание коллекций: русских икон и западноевропейских примитивов, живописи и графики всех времен и народов, персидской, западноевропейской и древнерусской миниатюры, фарфора, бисера. А также: иудаики, китайской и персидской мелкой пластики, японских гравюр и нэцкэ, найденных на раскопках скифских, аланских, греческих поселений предметов… (…) В небольшой квартире на юго-западе Москвы, находились „клеенки“ Нико Пиросмани, полотна Роберта Фалька, Михаила Ларионова и Павла Кузнецова, натюрморты Владимира Вейсберга, Владимира Яковлева и Дмитрия Краснопевцева, сиенская Мадонна XIII века, массивная осетинская цепь от очага, фарфоровые статуэтки Натальи Данько и тарелки советского агитфарфора, ампирная мебель, редчайшие предметы китайского и французского фарфора, скифское золото, виртуозные японские костяные фигурки-амулеты нэцкэ и изделия фирмы Фаберже, а также офорты Дюрера, редкие книги и ещё огромное количество интереснейших предметов», вспоминал о нём коллекционер Александр Кроник.
4. Нико Пиросмани, Погонщик с верблюдом, 1910-е, собрание Игоря Сановича
Профессор Валк был выдающимся историком, который оказал огромное влияние на развитие исторической науки в нашей стране. Автор свыше 300 работ: от древности до советского периода. Отмечают, что его величайшей заслугой являлось применение новейших методов археографии, дипломатики, исторической библиографии, архивоведения, историографии, многие из которых и разработал сам Валк.
Валк собрал важную коллекцию живописи Серебряного века, особенно любил «Мир искусства». Коллекционировал их ради удовольствия, для красоты. Начало его коллекции было положено в 1943 году в Ташкенте — это были «Два шейха» Р-К. Зоммера. После Великой Отечественной войны в Ленинграде Валкпокупал Бенуа, Сомова, Митрохина, Судейкина, Серебрякова, Сапунова, Петрова-Водкина, Шагала, Головина, тратя на эти покупки то, что не уходило на приобретение книг (16). В его собрании было около 100 картин. Уезжая в больницу и понимая, что в последний раз, он распорядился о том, чтобы коллекция картин отошла его ученице, которая ухаживала за ним после смерти жены.
5. Константин Сомов, Пейзаж с радугой, 1919, галерея «KGallery»
Профессор Илья Палеев был физиком и возглавлял кафедру термодинамики в Ленинградском государственном университете. Коллекция живописи и графики Ильи Палеева уникальный пример ранней ленинградской «профессорской коллекции», которая сохранилась до XXI века. Его собрание – редкое исключение: оно сохранилось в семье, не было распродано после смерти коллекционера. Коллекционировать Палеев начал в 1953 году. Собирая работы, он старался представить все стороны творчества художника, все жанры. Особенно, если художник ему нравился. Палеев был поклонником Фалька –у него представлены все направления его творчества, от ранних работ до последних. Как и Петрова-Водкина.
В коллекцию входит около 80 картин: работы Владимира Лебедева, Роберта Фалька, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой, Бориса Григорьева (в том числе знаменитый «Портрет Шерлинга»), Натана Альтмана, Леонида Чупятова (в том числе «Автопортрет») (18). По словам сына, Илья Палеев совершено не понимал абстрактное искусство, его интересовали лишь те, что доставляли удовольствие при взгляде на них.
Георгий Костаки – советский коллекционер греческого происхождения, крупнейший коллекционер русского авангарда. Костаки начал коллекционировать, когда работал шофером в посольствах. «Первенцем» в собрании русского авангарда Костаки была картина художницы Ольги Розановой «Парикмахерская» (1915) (20). После знакомства с художниками, другим знаменитым коллекционером, Яковом Рубинштейном, Костаки сделался адептом кубизма и супрематизма, конструктивизма и пластической живописи.
6. Ольга Розанова, Парикмахерская, 1915, ГТГ
7.Анатолий Зверев, Портрет Лили, 1957, Музей AZ
Костаки был азартен, он менялся, торговался, мог купить фальшивые работы, но со временем приобрел опыт и стал большим авторитетом во всем что касалось русского авангарда. Позже даже познакомился со звездами русского авангарда — Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, Иваном Пуни, Марком Шагалом.
В пятидесятых пришло время нонконформистов, и это была еще одна линия коллекции: Плавинский и Рабин, Краснопевцев и Вейсберг, а позже — Вулох, Свешников. Особенно любил Костаки творчество Анатолия Зверева и Дмитрия Краснопевцева (20).
Костаки стремился показать искусство авангарда и пытался открыть Музей современного искусства в Москве. А пока его квартира была импровизированным музеем, куда двери были открыты для всех. КГБ же постоянно следило за потоком гостей, брало на заметку и художников. Напряженная атмосфера стала нарастать в 70-х годах, ключевым моментом стала «Бульдозерная выставка». И тогда Костаки решил покинуть СССР. Однако просто так его бы не выпустили.
Часть коллекции удалось вывезти при условии передачи части Третьяковской галерее и Музею Андрея Рублева. Третьяковской галерее досталось 834 произведения, СССР выплатил компенсацию в 500 000 рублей, хотя по оценкам искусствоведов переданные картины оценивались в 10 миллионов долларов (по нынешним ценам – свыше 100 миллионов).
Однако, в 1986 году Третьяковская галерея открыла выставку, составленную из картин, подаренных музею в разные годы. В экспозиции представили 15 работ из коллекции Костаки — это был один из первых показов работ русских авангардистов для широкой публики. Официальное признание русского авангарда на родине.
После смерти Костаки, основная часть коллекции (1275 работ) была продана греческому правительству и вошло в собрание Музея современного искусства в Салониках, который был открыт в 1997 году.
Итак, в данной работе описана лишь некоторая часть коллекционеров и их коллекций, которые были в советской России. Самая выдающаяся часть. Эти коллекционеры не могли жить без «охоты» на искусство, и благодаря им, многие картины художников сохранялись, в иной раз, даже были спасены от гибели.
Квартиры собирателей-энтузиастов превращались в настоящие музеи.Коллекционеры советской России за счёт собирания коллекции пытались сформировать собственный мир, отличный от советской действительности.
1. Охотники за искусством: каталог выставки. — М.: Музей русского импрессионизма, 2021. — 224 с.: ил. ISBN 978-5-6040830-8-6
2. Москва – Ереван – Москва. Коллекция Арама Абрамяна / Гос. Третьяковская галерея. – М., 2024. – 176 с. : ил.
3. https://kgallery.ru/collectionsСайт, посвященный выставке в KGallery«Коллекционеры. ХХ век»
4. https://seekers.rusimp.su/Сайт, посвященный выставке в Музее русского импрессионизма «Охотники за искусством»
5. https://artchive.ru/artworkers/3903~Georgij_KostakiЛозинская Р., Статья «Георгий Костаки»
6. https://www.culture.ru/materials/256417/okhotniki-za-iskusstvom-kak-lyubiteli-sobirali-zhivopisСтатья ««Охотники за искусством»: как любители собирали живопись»
- Комментарии